Многие владельцы частных домов, дач и загородных коттеджей считают, что могут проводить любые манипуляции со своим участком. Однако, это не так. Пока у вас на руках не будет соответствующих документов, подтверждающих право собственности, вы не можете сдавать землю в аренду, дарить или продавать. Именно поэтому следует изучить порядок оформления земельного участка, разобраться во всех тонкостях процедуры.
Какие нужны документы?
Сбор и оформление документов на земельный участок у многих людей вызывает панику. Многочасовые стояния в очередях, заполнение заявлений, переделка справок и выписок – на всё это может уйти не один месяц. Но, если вы знаете, какие именно документы от вас потребуются для оформления прав собственности на землю, длительность процедуры резко уменьшится.
Несмотря на то что в некоторых регионах от будущих владельцев земли могут потребовать дополнительные справки и выписки, всё же существует устоявшийся перечень обязательных документов. В него включены:
- Кадастровый паспорт или выписка. Они должны содержать информацию о размерах земельного участка, его границах и другую информацию. Если вы не производили межевание, то следует обратиться в кадастровую службу, которая после оплаты услуги проведёт все необходимые манипуляции.
- Документы, в которых указаны все действия, проводимые над участком. Если земля перешла к другому человеку по наследству, или же вы взяли её в аренду, то всё это должно быть задокументировано.
- Бумаги, которые отражают основание на оформление прав собственности.
В юридической практике нередки случаи, когда у обратившихся отсутствуют какие-либо документы, необходимые для оформления участка в собственность. Не стоит ошибочно предполагать, что в такой ситуации права на землю зарегистрировать невозможно. Например, часто можно наблюдать ситуацию, когда документы на дом оформлены, а на сам участок – нет.
Чтобы разрешить сложившуюся проблему, необходимо создать запрос в архив с целью поиска правоустанавливающих бумаг. Даже если эти документы не будут найдены, вы можете получить права собственности, обратившись в суд. Однако, положительным решение может быть только в том случае, если вы сможете доказать факт владения землёй, а его сроки будут превышать отметку в 15 лет.
Что делать, если участок достался в наследство?
Порядок оформления земельного участка в собственность по наследству мало чем отличается от стандартной процедуры. Если наследодатель успел при жизни оформить на объект все необходимые документы, то наследникам нужно будет только обратиться к нотариусу, предоставить ему имеющиеся бумаги. Специалист после открытия наследственного дела создаст свидетельство о праве на наследство, с которым будущим собственники жилья смогут быстро «переписать» земельный участок на своё имя по обычной процедуре.
Немного иначе выглядит процесс оформления участка при неправильно заполненных или вообще не созданных наследодателем документах. В этом случае придётся обращаться в суд (желательно не раньше чем через полгода после кончины наследодателя) и подтверждать своё право на владение земли.